Таким образом, каждый будущий хозяин должен тщательно
обдумать все эти аспекты как положительные, так и отрицательные,
прежде чем принять окончательное решение. Более того, следует отметить,
что существует много способов «классификации» отношений хозяина и его
собаки, основанных на социологических и психологических факторах.
Например, одна из таких классификаций предполагает 4 типа возможного
отношения человека к четвероногому другу:
— гуманист, проявляющий неподдельный интерес к животному и искренне к нему привязанный;
— моралист, главной заботой которого является отношение людей к животным, бурно реагирующий на жестокое обращение с ними;
― потребитель, в основном заинтересованный в материальной и практической ценно сти животного;
— негативист, ненавидящий животных из страха или отвращения.
Параллельно с данной классификацией, которая может показаться
несколько формальной и поверхностной, можно привести еще одну, или,
скорее, разделение владельцев собак на группы, основанное на подробном
анализе человеческой типологии и недавно предложенное в качестве
результата исследования, проведенного одной из частных компаний,
работающих с домашними животными. Этот подход определялся 2 основными
критериями:
— животное-предмет (собака служит чисто
материальным целям либо, наоборот, рассматривается хозяином как
средство достижения какого-либо идеала);
— животное-коммуникатор (собака
помогает хозяину самоутвердиться либо обеспечивает ему определенный
уровень социальной интеграции).
Основываясь на роли, которую собака играет в доме, было выделено 8
групп владельцев: «развлекатель», «старый приятель», «последний крик
моды», «друг детей», «страж имущества», «дикий зверь», «чистая совесть»
и «символ правопорядка». Еще одно, не такое яркое, но гораздо более
реалистичное исследование разбивает владельцев собак на количественные
группы на основании их поведения наедине с собакой.
Начиная с рациональной сферы и заканчивая на эмоциональной ноте,
владельцев собак можно разделить на следующие категории (статистика
справедлива для Франции):
— 18% владельцев заявляют, что они абсолютно равнодушны к настоящему и будущему
своей собаки;
— 15% признают, что собака служит чисто утилитарным целям;
— 18% заинтересованы только аспектом «здоровья», считая основной ценностью здоровье собаки;
— 8% считают, что собака должна «знать свое место», быть здоровой, жить в семье, и ва-
жают собаку безо всякого антропоморфизма;
— 12% видят в собаке важный элемент личного развития;
— 14% искренне любят собаку и считают ее полноправным членом семьи;
— 18% признаются в том, что они боготворят собаку и ставят ее выше людей на эмоциональной шкале ценностей.
Те же исследования показали, что каждый третий хозяин собаки
считает себя представителем категории экстремального поведения, от
ультрарационализма до гиперпривязанности, другими словами, двух
крайностей, между которыми, на самом деле, должно быть место собаки в
жизни и сознании человека.
Несомненно, что хороший хозяин должен находиться где-то между этими
двумя крайностями. Владелец должен выработать для собаки правила
поведения, гигиенические нормы, стиль жизни, рацион, поддерживать ее
здоровье и уважать ее в той роли, которая отведена ей под солнцем.
Собака — это собака, а вовсе не маленький человек. Она лишена дара речи и
человеческой природы в целом, но, несмотря на это, обладает своими
собственными, не менее эффективными средствами выражения. Людям следует
обращаться с собакой так, чтобы она их понимала, и ни в коем случае не
нужно относиться к ней, как к ребенку. Тот, кто осознал, что богатство
жизни на этой земле приходит вместе с уважением многообразия животного
мира, будет счастлив, когда его собака посмотрит на него без тайного
умысла и захочет забраться в его кровать.
|